Уход за больными и пожилыми людьми

Принципы ухода за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями

уход за больнымиУход — совокупность мероприятий, обеспечивающих всестороннее обслуживание больного, создание оптимальных условий и обстановки, способствующих благоприятному течению болезни, быстрейшему выздоровлению, облегчению страданий и предотвращению осложнений, выполнению врачебных назначений.
Общий уход включает гигиеническое содержание помещения, в котором находится больной, поддержание надлежащего гигиенического состояния самого больного, заботу об удобной постели, чистоте ее и одежде больного, организацию питания больного, оказание помощи при приеме пищи, туалете, физиологических отправлениях, четкое и своевременное выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений, а также непрерывное наблюдение за динамикой самочувствия и состояния больного.
Уход не противопоставляется лечению, а органически входит в него как составная часть. Правильный уход предполагает создание благоприятной бытовой и психологической обстановки на всех этапах лечения. Он строится на принципах охранительного режима, оберегающего и щадящего психику больного. Устранение всякого рода чрезмерных раздражителей, обеспечение тишины, покоя, создание обстановки уюта способствуют поддержанию у больного оптимистического настроения, уверенности в благоприятном исходе болезни. Успешное выполнение многочисленных мероприятий по уходу требует не только соответствующих навыков, но и сострадательного отношения к больному, душевной щедрости.
Болезни, физические страдания порождают повышенную раздражительность, чувство тревоги, ощущение неудовлетворенности, иногда даже безысходности, недовольство, обращенное к медперсоналу или близким. Противопоставить этому тягостному мироощущению нужно чуткость, такт, умение ободрить, поддержать больного.
Важно также оградить больного от отрицательно влияющих факторов и от чрезмерного внимания к своему состоянию. Организация ухода и выполнение его в больнично-поликлинических условиях — обязательный и весьма ответственный раздел деятельности медперсонала. Ведущая роль в этом принадлежит врачу. Для успешного лечения врач должен уметь составить полное представление не только о болезни вообще и ее конкретных проявлениях в каждом случае, но и об особенностях личности заболевшего. Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тягости заболевания.
Для каждого больного требуются индивидуальный подход и индивидуальные меры воздействия. Для одних людей требуются ласковое и мягкое обращение и особо убедительные доводы, чтобы заставить их поверить в возможность излечения, для других достаточно двух-трех авторитетно произнесенных слов, суровость, категоричность заключения. Вот почему клиническая медицина должна быть искусством, а врач (клиницист) должен обладать высокоразвитым чувством такта, который создает гармонию между ним и его пациентом, основанную на доброте и уважении друг к другу.
Врачу приходится встречаться с десятками больных, разных по своему культурному уровню и особенностям психики, в том числе страдающих чрезмерной мнительностью. Поэтому надо обладать терпением, чтобы выслушать больного и потом методически его обследовать.
Во всех случаях больные нуждаются в утешении. Однако врач не должен пытаться умалить серьезность заболевания. Его задача заключается в том, чтобы убедить больного в реальной возможности излечения. Сам факт посещения врача должен облегчать состояние больного. Доверие к врачу — одна из гарантий успешного лечения.
В процессе общения с больным врач должен всегда внимательно следить, чтобы неосторожным словом не подорвать доверие к себе больного.
Врач, работающий в стационаре, должен очень пристально следить не только за динамикой болезни, но и за настроением больного, за его моральным состоянием. Упорная и длительная работа над созданием благоприятной лечению обстановки может быть нарушена каким-нибудь событием, например смертью другого больного. И снова врачу предстоит кропотливая работа по восстановлению должной обстановки в палате и настроения каждого больного.
Врачу на обходе нельзя не ответить на любой, даже самый пустяковый вопрос. Ответ должен звучать правдоподобно и убедительно. По мере накопления опыта в сознании врача откладываются наиболее удачные и импонирующие больному формулировки, логично обоснованные ответы и объяснения, наиболее убедительные слова и фразы. Лечащий врач в процессе наблюдения должен поддерживать моральное состояние больного какой-либо умеренной репликой или подчеркиванием положительного значения даже самого незначительного сдвига в состоянии здоровья. В то же время неосторожное слово врача, его равнодушное или безответственное отношение к больному может оказаться этиологическим фактором вторичного заболевания.
В задачу врача входит оказание психологического воздействия на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.
Если при неблагоприятном исходе лечения соблюдались правила деонтологии, родственники умершего становятся даже защитниками врача. При несоблюдении этих правил конфликты между родственниками и врачом возникают и при правильном лечении.
В создании оптимальной обстановки в лечебном учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медсестры.
Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность — основные качества, необходимые медсестре. Медсестра должна хорошо владеть искусством слова, в общении с больными и их родственниками соблюдать чувство меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.
Сестра не должна информировать ни больного, ни его родственников обо всем, что касается собственно заболевания и характера лечения, соблюдать врачебную тайну.
В создании деонтологической обстановки в стационарном стремлении немаловажную роль играет санитарка. Чистота пола, свежий воздух, удобная постель, образцовый уход за больными — вот тот минимум больничного комфорта, который создается руками прежде всего санитарок. Аккуратный внешний вид, подтянутость, вежливое и предупредительное обращение с больными — требования, которые предъявляют санитарке. Особо трудной является работа по уходу за тяжелобольными. Санитарка должна обмывать их по несколько раз в день, менять постельное и нательное белье, кормить, поить. Такую работу может выполнять только человек большого мужества, с отзывчивой душой.
Отношения между врачами, сестрами и младшими медработниками должны быть безукоризненными и основываться на абсолютном доверии.
Своевременное проведение исследований, лечебных процедур, строгая регламентация часов обхода, обеспечение тишины во время послеобеденного и ночного сна — вот те условия, которые положительно оцениваются больными и способствуют выздоровлению. Подлежит устранению все то, что отрицательно влияет на течение болезни: не следует будить больных рано утром для уборки палат, должны быть отвергнуты шепот и обстановка гнетущего молчания, которые не успокаивают, а настораживают больного. В свободное от обходов время благотворно влияют на больных телевидение, радио, чтение газет, журналов, игра в шахматы и т.д. В хорошую погоду следует разрешать больным прогулки на свежем воздухе. Вся обстановка, окружающая больных в лечебном учреждении, должна располагать к оптимизму и способствовать выздоровлению больных.
Основные принципы ухода. Палата, предназначенная для больного, должна быть просторной, светлой и по возможности защищенной от шума. Обилие воздуха и света, оптимальный температурный режим в помещении оказывают благоприятное влияние на организм при любом заболевании. При отсутствии кондиционера помещение проветривают, летом окна могут быть открыты круглосуточно, зимой открывать форточки следует 3-5 раз в день.
Температура в помещении должна быть постоянной, в пределах 18-20 °С. Обилие дневного света необходимо больному, вид солнца и неба благоприятно влияет на его настроение и состояние. Электрические лампочки должны быть прикрыты матовыми абажурами, а ночью оставляют включенными лишь осветительные приборы низкого накала (ночник)

Дата публикации: Апрель 16, 2010
Метки: , , , ,